Параграф 20. Учимся с «Полярной звездой»
I. Сравните план местности и географическую карту. Чем они различаются? Результат оформите в виде таблицы.
II. Составьте описание маршрута по топографической карте на рисунке 35.
Описание должно содержать ответы на следующие вопросы:
В каком направлении нам предстоит плыть? Какое расстояние нам предстоит пройти? Какие объекты мы встретим на правом и левом берегах реки, проплывая на лодке? На каком берегу реки мы увидим большое село? Как оно называется? В каком направлении нам предстоит двигаться после того, как сойдём с лодки? Как вы думаете, нам придётся двигаться по ровной местности, спускаться вниз или подниматься вверх? Что мы увидим к северо-западу от железнодорожной насыпи?
Какие опасности могут ожидать нас на этом маршруте? Какие меры безопасности следует принять заранее? Что должно быть обязательно в рюкзаке у каждого?
III. Изучите топографическую карту на рисунке 48. С помощью масштаба определите расстояние по прямой:
а) от точки В до точки А;
б) от точки В до точки С.
Определите абсолютную высоту точки В.
Представьте, что трое ребят во время спортивной игры проходят эстафету. От точки С до точки А движется Наташа; от точки А до точки В — Андрей; последний отрезок маршрута — от точки В до точки С — достался Егору.
Какой из этапов эстафеты вам кажется самым простым; самым сложным? Почему?
IV. Вам предстоит выполнить проектное задание. По указанию учителя вы будете работать самостоятельно, или с товарищем, или в группе.
Крупная фирма приобрела земельный участок. Она предполагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство, или в строительство жилого посёлка, или в создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Ваша задача — выбрать наилучший вариант освоения земельного участка, план которого вы видите на рисунке 49. Выбор следует обосновать.
Для решения поставленной задачи нужно вначале внимательно познакомиться с участком. Постарайтесь ответить на вопросы:
1. Есть ли на участке какие-нибудь объекты, уже построенные человеком?
2. Где находятся холмистые участки, а где — ровные? Крутые или пологие склоны у холмов?
3. Какие участки подходят:
а) для распашки под поля;
б) под сенокосы;
в) для строительства домов;
г) для лыжной трассы;
д) для других объектов (предложите)?
4. Где и какую нужно проложить дорогу?
5. Как можно использовать протекающую реку? Нужно ли строить мост