Н.С. Лесков

К стр. 370

Тишина и необычайное спокойствие на улицах подчеркивают трагичность неожиданного ужасно­го события. Они не оставляют солдату Постникову никакой надежды на то, что ситуация как-нибудь разрешится, он должен принять самостоятельное решение.

Основной конфликт — между долгом и чув­ством. В душе солдата борется сострадание с вер­ностью присяге.

Конфликт между долгом и чувством встречал­ся вам в «Дубровском» А. С Пушкина, «Маттео Фальконе» П. Мериме. Конфликт традиционен для русской и европейской литератур.

Маша Троекурова выбрала верность данному слову. Уважение к себе и данному в церкви обету пересилило любовь.

Для Левши благополучие России собственного. Чувство долга пересиливает личную выгоду. Патриотизм — важнейшая черта русско­го национального характера.

Левша и мореход Никитин — мастера своего дела, они не мыслят жизни на чужбине, любят свою Родину и готовы отдать жизнь за ее благо.

 

Фамилия Постников — «говорящая», она под­черкивает тяготы солдатской жизни, его простое происхождение.

 

Солдат употребляет слово «искушение», под­черкивая, что его «бес попутал» совершить такой проступок. Ему и в голову не приходит, что на самом деле он совершил подвиг, достойный награ­ды. Страх перед начальством, рабское положение делают его неспособным правильно оценить свой поступок.

 

Свиньин ругает Миллера за «гуманерию», т. е. мягкое обращение с солдатами, «распущенность». Свиньин боится за свою, карьеру и, поскольку «у страха глаза велики», торопится сам донести на себя.

Свиньин навещает Постникова в госпитале, потому что в глубине души чувствует угрызения совести за то, что предпочел соблюсти букву ус­тава.

 

Правильную, «глубокую» точку зрения выска­зывает владыка. Лицо духовное, он не думает об уставе и карьере, а судит с точки зрения законов Божеских и морали христианской, говоря, что воин выполнил свой долг, а претерпев мучения, заслужил награду, небесную, как мученики хрис­тианские.

Традиционно в русской литературе чувства долга, чести, смирения и человеколюбия побеж­дают все остальные.

Смысл названия в том, что подчеркивается сущность души солдата, именно его можно на­звать Человеком с большой буквы. Все остальные действовали как равнодушные машины, исполня­ющие устав. «Часы» также имеют два значения, одно из которых подчеркивает противопоставле­ние живого и механического.

Постников получил награду, заработав своим поступком пропуск в Царство Божие. Он как ис­тинный мученик принял страдания, спас свою бессмертную душу и утопающего человека.

Творческий практикум

Борьба чувства и долга в литературном

произведении

Конфликт чувства и долга является основопо­лагающим в русской литературе XIX века. Траги­ческое и неразрешимое противоречие между лю­бовью и священным обетом можно найти в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Маша Троекурова предпочитает всю жизнь страдать, отказавшись от любви, но не нарушить данного слова. Истоки такого решения нужно искать в традиции. Выше всего в те времена ценилась верность: верность мужу, данному слову. Нарушение обета, данного в церкви, приравнивалось к смертельному греху. Развод был невозможен. Если бы Маша нарушила обет, она заслужила бы презрение общества, цер­кви, была бы отлучена от людей. Подразумева­лось, что согрешивший раз, изменивший слову, изменит еще раз. Моральная чистота стояла на первом месте. Враки же без любви были обычным делом. Маша, натура цельная, чистая, сильная, не смогла бы уважать себя, если бы нарушила слово. Она предпочитает терпеть страдания в браке с нелюбимым мужем. И примет их с'достоинством, как истинная христианка.

В рассказе Лескова «Человек на часах» конф­ликт в душе солдата Постникова несколько иной. Задеты не только его личные чувства. Чувство сострадания вступает в противоречие со служеб­ным долгом. Ему выбрать сложнее. На карту по­ставлена его собственная жизнь. К тому же в этом случае он должен отдать предпочтение чувству, а не долгу. Но, кроме служебного долга, есть еще долг христианский. И Постников выбирает его. Затем смиренно принимает наказание за наруше­ние долга служебного. Но выполнение христианс­ких заповедей для него оказывается важнее. Ре­шение он принимает интуитивно, поддаваясь «влечению сердца», а значит, душа у него добрая, достойная христианской награды. На его фоне поведение офицеров вызывает отвращение. Про­стой солдат оказывается порядочнее образованных, воспитанных офицеров. Их долгом было защитить своего солдата. Они же повели себя как трусы, дрожащие за свое место. Такое отношение к по­ступку Постникова сразу высветило всю низость их характеров. Батальонный командир Свиньин полностью соответствует своей фамилии. Таким образом, именно в конфликте долга и чувства выявляется сущность главных героев произведе­ния, через этот конфликт Дается оценка их мораль­ных качеств. Нечто похожее будет происходить и в других произведениях русской литературы XIX века

(«Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Война и мир» Л. Толстого, «Вишневый сад» А. П. Чехова), соста­вивших сокровищницу русской литературы.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика