Н.В. Гоголь

К стр. 314

В начале повести мы видим молодого, подаю­щего надежды художника. Он беден, ему нечем даже заплатить за квартиру. Но картины его та­лантливы: он наблюдателен, стремится в своих произведениях «приблизиться к црироде». Когда Чартков работает, то забывает все. Но где-то в глубине души его живет зависть. Ему хочется стать богатым человеком, недаром его учитель предупреждает его, что нельзя разменивать свой талант, поддаваться соблазну стать «модным жи­вописцем». Найденный за рамой старого портрета клад дает ему возможность работать «для себя», сначала он думает употребить эти деньги во благо, купить необходимые художнику инструменты, нанять хорошее помещение для мастерской. Но поступает как ребенок, бездумно тратя деньги. Деньги развращают его, он начинает брать хорошо оплачиваемые заказы. Богатых заказчиков не ин­тересует правда, они хотят быть изображенными так, как им нравится, Чартков перестал спорить, выполнял все пожелания заказчика и не думал о правдоподобии. Он сам погубил свой талант, но стал богатым человеком. А когда он увидел дей­ствительно талантливые произведения своего то­варища и попытался вспомнить то, что умел рань­ше, у него ничего не получилось. Но деградация личности продолжалась. Чартков стал скупать та­лантливые произведения, чтобы уничтожить их! Ум его не вынес такого напряжения, он заболел горячкой и умер. Перед смертью его преследова­ли страшные видения.

Гоголь говорит, что настоящий художник не должен думать ни о чем, кроме искусства, богат­ство растлевает человека, губит неокрепшую душу, отсутствие потребности творить уничтожа­ет талант, малейшее отступление, ложь приводят к необратимым последствиям, настоящий худож­ник умирает, остается обыватель.

В случившемся виноват сам Чартков, а не пор­трет и не найденный клад. Чартков не устоял перед искушением, продал свою-душу дьяволу за деньги и поплатился.

Чартков не смог честно признать талант бывшего однокурсника^ Зависть, так же как и жажда денег, разъедает- человеческую душу. Солгав один раз, человек обязательно повторит ложь. Чартков каж­дый день своими портретами, угодными заказчи­кам, лжет самому себе, обманывает природу, нару­шает заповеди; которым его учил профессор. Уви­дев талантливую работу, он с легкостью готов испол­нить роль знатока, приглашенного в качестве экс­перта. Но сила истинного, чистого, прекрасного, талантливого произведения такова, что Чартков не сумел и рта раскрыть. Даже его испорченная душа была сражена силой таланта бедного художника.

Жадность, зависть, лень погубили Чарткова. Он. погиб как художник гораздо раньше, чем умер. Когда в первый раз по требованию клиенток отсту­пил от правды, он преступил невидимую черту, за которой его падение стало неизбежным. Гибель Чарткова как художника страшнее его гибели физической. Он убил в себе талант, уничтожил дар, данный Богом, не создал прекрасные произве­дения искусства, которые должны были радовать не только его, но и других людей. Все это привело к еще более страшным последствиям: он начал уничтожать прекрасные творения других (этого никогда не смог бы сделать настоящий худож­ник). Поэтому физическая смерть Чарткова стала «счастьем мира и искусства», она прекратила рас­пространение зла, воплощенного в Чарткове.

 

К стр. 334

Во второй части получили продолжение следу­ющие темы: предназначения искусства, порока и добродетели, истинных и ложных ценностей в жизни и в искусстве, определения сути художе­ственного творчества, совершенствования души человека.

 

Художник придал всем фигурам глаза ростов­щика, как будто «рукою художника водило нечи­стое чувство». На самом деле художник проиграл конкурс потому, что употребил весь свой талант не на создание прекрасного произведения, а на инт­риги. Руководимый «нечистым» чувством завис­ти, он думал не о высоких материях, а руковод­ствовался низменными чувствами, которым позво­лил взять верх в своей душе.

 

Все несчастья, случившиеся с ним, художник счел небесной карой и отправился в монастырь, чтобы праведностью жизни искупить грехи, раз его кисть послужила «дьявольским орудием». Приступать к росписи храма он мог только очис­тившись душой, чтобы кисть не воплотила снова дьявольский облик или взгляд, отягченный дур­ными помыслами.

 

Выразителем взглядов автора на искусство становится раскаявшийся художник. Именно он завещает сыну: «хранить чистоту души», беречь талант («Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»), гнать от себя за­висть, тревогу, ненависть, ибо, руководствуясь этими чувствами, нельзя создать настоящее про­изведение искусства. Искусство должно просвет­лять, возвышать душу человека, поэтому нельзя делать работу, к которой чувствуешь отвраще­ние, нельзя поддаваться соображениям выгоды или чьим-либо просьбам. Художник должен ру­ководствоваться только вдохновением, и тогда его работы принесут другим счастье, а не траге­дию.

В повести есть элемент фантастики: душа рос­товщика переходит в портрет, она может матери­ализоваться, когда человека, купившего портрет, одолевают нечистые помыслы.

Фантастика и реальность тесно связаны между собой в повести. Реальное объяснение происходя--щего: человек уступает страстям и соблазнам и поэтому погибает. Фантастическое: во всем вино­ват дьявол, вселившийся в портрет, переходящий от одного хозяина к другому.

К стр. 335 Творческий практикум

Задумываясь над ролью искусства в современ­ном обществе, вспомните сначала о вневремен­ных ценностях. Во все времена искусство было призвано отражать настоящее, творчески переос­мысливать его, возвышать и облагораживать душу человека. В наше время человек нуждается в очистительной силе искусства еще больше. В век скорости, техники, научного прогресса нам иногда некогда остановиться, задуматься,над смыслом жизни, переоценить свое поведение. Мы губим природу, зачастую уничтожаем культур­ное наследие, не задумываясь. Подумайте, что может сделать искусство в такой ситуации? Чем оно помогает нам?

К стр. 336

Две части стихотворения противопоставлены. Тютчев использует антитезу. Вечная природа (ручеек) и временное (ива, пытающаяся остано­вить мгновенье) противопоставлены. Ручеек лишь смеется над ивой. Использован и другой литературный прием — олицетворения (ива уподобляется человеку). Отсюда и возникающее чувство грусти. Все преходяще на земле, жизнь человека кратковременна, а природа вечна, она может снисходительно наблюдать за суетой вок­руг.

 

Лепет ручейка передан повтором слова «хоть», подбором слов с шипящими: блещет, плещет, бе­жит, создающими звуковой ряд, напоминающий шорох и лепет ручейка (аллитерация). Жизнь природы состоит из шелеста листьев, журчания ручья, ежедневного восхода солнца. Трава, птицы, деревья, реки существовали на земле задолго до появления человека. Круг жизни природы гармо­ничен и вечен по сравнению с человеческой жиз­нью. Она не подчиняется велению человека и не может остановиться в своем развитии. Если при­рода умрет, то исчезнет и жизнь на земле, и человек.

 

У Державина изображение природы прямоли­нейно. Он дает пейзажную зарисовку Осени и Зимы, не проводя аналогий с жизнью человека. В стихотворении Тютчева можно найти скрытый смысл (см. антитезу — противопоставление вре­менного и вечного). Тютчев рассуждает о скоро­течности жизни, Державин рисует картину суро­вой Зимы и щедрой Осени, приписывая смену времен года велению Борея, не задумываясь над вечностью этого процесса. И в одном и в другом стихотворении есть олицетворение.      '  •

 

Морская волна — символ свободы в произведе­ниях романтизма. «Буйный ропот» ее созвучен мятежной душе героя, ищущего тревог и бурь. Морская стихия созвучна душе поэта, замираю­щей в восторге поэтического вдохновения, откли­кающейся на любовные напевы или мрачнеющей в минуты невзгод и переживаний. Душа поэта, его талант дороже самоцветов. Именно чистота души, и помыслов необходима для вдохновения, для со­чинения прекрасных стихов.

 

К стр. 339

Реализм — художественный метод, стремя­щийся к воссозданию действительности в ее зако­номерностях, типических чертах и развитии. Большое внимание уделяется социально-бытовому' фону времени, историческому взгляду на собы­тия, персонажи несут приметы времени.

 

Реалист в отличие от романтика не пытается создать вымышленный мир, противопоставить себя действительности, наоборот, он стремится показать жизнь такой, как она есть, зачастую со всеми отрицательными сторонами. Нельзя проти­вопоставлять романтизм и реализм. Они суще­ствовали параллельно, очень часто в романтичес­ком произведении можно найти черты реализма и наоборот.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика