Джордж Гордон Байрон

Великий английский романтик родился в Лондоне 22 января 1788 года. Он происходил из старинного, но разорившегося шотландского рода. Отец его промотал состояние, вел себя вы­зывающе. В конце концов мать забрала Джорджа и вернулась в Шотландию, в Абердин. Отец вско­ре покончил с собой. Трагедия семьи наложила отпечаток на характер и судьбу будущего поэта. В десять лет он унаследовал титул лорда, родовой замок и роль главы семейства. Он поступил в закрытую аристократическую школу в Гарроу, где изучал историю, философию, античную ли­тературу, географию. Несмотря на свою хромо­ту, он хорошо фехтовал, плавал. Итальянцы про­звали его «англичанином-рыбой», после того как он победил в заплыве в Венеции в 1818. году, преодолев расстояние в несколько миль. Серьезно интересоваться поэзией Байрон стал уже в Кем­бриджском университете. Прологом к поэтичес­кому творчеству стало стихотворение  «При отъезде из Ньюстедского аббатства» (1803). Древ­нее аббатство входило в пределы имения Байро­нов, и поэт часто гулял среди могил предков. Теперь, уезжая, он клянется быть достойным их храбрости и «погибнуть', как воин». Через двад­цать лет его похоронят с великими почестями в осажденной турками греческой крепости Миссо­лунги. К тому времени он стал самым знамени­тым поэтом Европы, поэтом-борцом, героем гре­ческих повстанцев. Любовная лирика Байрона начинается с любви к Мэри Энн Чаворт, с кото­рой он познакомился в 15 лет. Потом встретил ее замужней дамой, но чувство любви не угасло. Тогда и появились стихи, признанные шедевром поэтического искусства.

Первым сатирическим произведением лорда Байрона стала опубликованная в 1809 году поэма «Английские барды и шотландские обозревате­ли», в которой он говорит о гражданской ответ­ственности писателя.

Во время путешествия в 1809—1811 годах по Португалии, Испании и Греции, находясь под впечатлением захвата Испании войсками Напо­леона и партизанской войны, Байрон начал пи­сать поэму «Паломничество Чайльд-Гарольда», ставшую манифестом молодой, романтически на­строенной Европы. Чайльд-Гарольд, молодой ари­стократ, мечтатель, покинувший светское обще­ство, стал примером для своих современников. В Греции Байрон изучает язык, записывает на­родные песни. Греция была частью Османской империи. Байрон встречается с руководителями освободительного движения, переводит «Песню греческих повстанцев». Летом 1811 года Байрон возвращается в Англию, где начинается восста­ние луддитов, разрушителей станков. Речь лорда Байрона в палате лордов в защиту луддитов при­знана образцом ораторского искусства. Свое выс­тупление Байрон сопроводил сатирической «Одой авторам билля, направленного против раз­рушителей станков», призывавшей к ответу «сильных мира сего».

Вслед за «Паломничеством Чайльд-Гарольда», принесшим Байрону мировую известность, поэт пишет «восточные поэмы» («Абидосская невеста», 1813; «Гяур», 1813; «Лара», 1814), где рассказы­вает об экзотической жизни, полной приключе­ний, воспевая любовь и борьбу с деспотией. Лири­ческий цикл стихов «Еврейские мелодии» (1815) написан на библейские мотивы, Байрон размыш­ляет о смысле человеческой жизни, о любви и счастье.

В 1816 году Байрон, затравленный кредитора­ми, общественным мнением, обвиненный в без­нравственности, был вынужден покинуть Анг­лию. В изгнании он заканчивает «Паломниче­ство Чайльд-Гарольда», пишет трагедию «Манф-ред» (1817), роман в стихах «Дон Жуан» (1819— 1824), сатиру «Бронзовый век» (1823). В Италии поэт знакомится с карбонариями — членами тай­ной патриотической организации. Но их заговор был разгромлен, и Байрона спасли только титул и европейская известность. В 1823 году он снова отправляется в Грецию, чтобы принять участие в национально-освободительной, борьбе. В Греции 19 апреля 1824 года Байрон умер от лихорадки. На смерть поэта откликнулся А. С. Пушкин («К морю...»). Свободные переложения стихов Байрона делали Батюшков и Жуковский. Стихи из Байрона есть у Вяземского, Тютчева, Веневи­тинова.

 

Творческий практикум

Интересен ли Мцыри современному молодому человеку?

В поэме поднимаются вечные вопросы: поиска смысла жизни, права самостоятельного выбора своей судьбы. Герой поэтического произведения необычен: волею судьбы помещенный в монас­тырь, он оказывается довольно силен духом, что­бы за долгие годы плена не смириться. Он вына­шивает замысел побега, старается воплотить его в жизнь, может быть, неумело, не подготовив­шись заранее, но зато по велению сердца. Мцы­ри — молодой послушник. Скорее всего, он не намного старше нынешнего читателя. Но он спо­собен на поступок. Подумайте, способны ли со­временные молодые люди совершить что-либо по­добное? Кроме того, Мцыри интересен нам как свидетельство ушедшей эпохи. Мы узнаем нра­вы, обычаи народов Кавказа, учимся понимать нравственные ценности горских народов. Заду­мываемся о том, что является истинными ценно­стями, а что ложными. Литература всегда несет воспитательную функцию, учит задумываться над смыслом жизни, не отступаться от поисков правды. Несомненно, все это присуще и поэме Лермонтова.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика