М.Ю. Лермонтов

К стр. 252

Стансы — стихотворение, состоящее из чет­веростиший, где конец строфы обязательно явля­ется и концом предложения.

Три звездочки скрывают имя адресата.

 

К стр. 275

Хронологическое изложение событий в поэме нарушено. Сначала мы узнаем, как маленький ребенок Мцыри попал в монастырь, затем о его исчезновении. Потом возвращаемся ко времени, которое монах провел на воле, пытаясь вернуться на родину, когда слушаем исповедь умирающего Мцыри.

Пейзажи в поэме помогают передать настрое­ние героя. Мцыри вспоминает, что еще ребенком, видя далеко за монастырской стеной солнце и поля, мечтал о воле. Первое, что он увидел, выр­вавшись из монастырских стен:

Пышные поля, Холмы покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой <...> Я видел горные хребты, Причудливые как мечты <...> Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему.

Родные горы зовут к себе пленника, он не мо­жет смириться с неволей, потому что все его дет­ские воспоминания говорят о. том, что он рожден на прекрасной земле, там его дом, родственники. Рожденный свободным, он не может жить в клет­ке. Его мятежная душа рада грозе. Буря в приро­де созвучна смятению чувств героя, его бунтарс­кому настрою. Мцыри боится людей, потому что «был чужой для них навек», но прекрасную при­роду вокруг в первый день побега воспринимает как «Божий сад».

Описание волшебных виноградных лоз, где птицы перешептываются о «тайнах неба и зем­ли», предваряет появление молодой грузинки, создает необходимый романтический настрой.

Но природа может быть и враждебна Мцыри. Поняв, что ему не «пройти в родимую страну», он ощущает себя в темном страшном лесу, где тьма непроницаема, где ветви терновника и плюща не дают ему пройти, а зловещая ночь -— молчаливый свидетель сражения с барсом. Вернувшись к мона­стырю, Мцыри сравнивает себя с цветком, обожжен­ным солнечными лучами. Природа равнодушна к умирающему, лишь змея неслышно скользит мимо, но в видении он представляет другую картину: хру­стальную речку с золотыми рыбками, обещающими вечный покой. Мцыри просит старца похоронить его в живописном уголке сада потому, что оттуда виден вольный Кавказ. Таким образом, мы видим, что только через описание природы, столкновение с силами природы раскрывается характер героя, его чувства, мысли, стремления.

Говоря «Я жил...», Мцыри имеет- в виду, что именно три дня, проведенные на воле, и можно считать жизнью; все, что было до этого в стенах монастыря, — жалкое прозябание.

Характер главного героя создается при помо­щи самохарактеристики (исповедь Мцыри), опи­саний природы (пейзажи оттеняют мысли, чув­ства, желания Мцыри), авторского предисловия (история формирования характера). Широко ис­пользуются сравнения, параллелизм, метафоры.

Монолог Мцыри включает темы свободы, люб­ви к отчизне, памяти о родных, выбора своей судьбы.

Рассказу о жизни Мцыри автор отводит всего две строфы потому, что в нем даётся только общий план. Самые главные события произошли именно за три дня, когда Мцыри был свободен. Ведь имен­но две «жизни в плену» он готов променять на «одну, но полную тревог».

Мцыри благодарен старику, вырастившему его, монахам, приютившим больного ребенка. Конф­ликт произведения полностью соответствует роман­тическому канону. Трагедия в душе героя. Он на­ходится в неразрешимом противоречии со средой, обществом, в котором вырос, его законами. Мцыри сожалеет, что даже его воспитатель не в силах понять стремления к свободе («... ты слаб, ты сед,// И от желаний ты отвык»). Единственная «пламен­ная страсть» молодого послушника — вырваться «От келий душных и молитв//В тот чудный мир тревог и битв,//Где в тучах прячутся скалы,//Где люди вольны, как орлы». Мятежная душа героя не может смириться с затворничеством, он согласен погибнуть, но не влачить далее жалкое существова­ние. Умирая, Мцыри не сожалеет о своем поступ­ке, хотя бы три дня он был свободен!

В- поэме приведено много фактических причин неудачи: Мцыри ослабел от голода, заблудился в лесу, был ранен в схватке с барсом. Но главная причина в том, что он чувствует себя чужим и в мире простых людей, и в монастыре. Он отказыва­ется сопротивляться смерти, потому что надеется, что дух его найдет успокоение в раю.

В «Бородине», «Песне про царя Ивана Василь­евича...» и в «Мцыри» есть фольклорные мотивы.

Во всех произведениях прослеживаются мотивы народных преданий или исторических расска­зов. П. А. Висковатый, со слов родственников Лермонтова, рассказывал о встрече с прототипом Мцыри, одиноким монахом, плененным в детстве войсками генерала Ермолова и выросшем в мона­стыре. Известен случай с художником П. 3. Заха­ровым, по происхождению чеченцем, который ребенком был пленен солдатами Ермолова, отве­зен в Тифлис, потом в Петербург, где получил художественное образование и, по некоторым дан­ным, в 1834 г. писал с натуры портрет Лермон­това.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика