Е.А. Баратынский

К стр. 251

Баратынский преподносит читателю образ во­допада как романтический символ. Бурная, пол­ная опасностей жизнь романтического героя срод­ни мятежному водопаду. Автор олицетворяет при­родное явление, обращаясь к водопаду как к живо­му, отсюда и эпитет «мятежный».

Стихотворение «Чудный град порой сольет­ся...» можно разделить на два четверостишия. В первом создается романтический образ поэти­ческого вдохновения, похожего на мираж. Во вто­ром — реалистический вывод о мимолетности и драгоценности поэтического дара. Сравнение по­строено на параллелизме.

Под «посторонней суетой» подразумевается реальность. Приземленность губительна для вдох­новения. Поэзия романтиков гибнет, если в нее вторгается жестокий реальный мир.

 

Творческий практикум

Рассуждая о романтической и классической поэзии, надо помнить, что у представителей этих направлений разный подход к действительности (романтик предпочитает вымышленный мир), раз­ные герои (у романтиков акцент делается на внут­ренних переживаниях индивидуума, а не на ре­альных событиях), разное осмысление действи­тельности (романтики уходят от действительнос­ти, вступают с ней в неразрешимое противоре­чие). Но классическая и романтическая традиция в русской литературе имеют и общие традиции (патриотизм, стремление к свободе, обращение к историческим примерам).

Классицизм обращается к образам и формам античного искусства, принимая их за образец, достойный подражания. В основе эстетики клас­сицизма лежит принцип рационализма и «подра­жания природе». Классические произведения имеют строгую сюжетно-композиционную орга­низацию, логическое построение. Характеры главных героев обрисовываются очень прямоли­нейно, резко противопоставляются герои положи­тельные и отрицательные. Положительные герои идеализируются. Объективность событий все вре­мя подчеркивается. Классицизму свойственно строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры. В произведениях «высоких» главными" действую­щими лицами становятся монархи, полководцы, герои, «низких» — обычные люди. Смешение вы­сокого и низкого не допускается. К «высоким» жанрам относятся трагедия, эпопея, ода. К «низ­ким» — комедия, сатира и басня. В русском клас­сицизме особенно активно развивались «низкие жанры», имеющие сатирическую направленность, ставящие целью обличение пороков, преподнесе­ние морали, нравоучения. Классицизм появился в России в 30-е годы XVIII века. Характерен для творчества А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. П. Сумаро­кова, Д. Н. Фонвизина.

Романтизм возникает позже — в I четверти XIX века (В. А. Жуковский, А. И. Одоевский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, раннее твор­чество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Рус­ский романтизм берет начало в немецком и фран­цузском, откуда были перенесены темы разлада общества и личности, экзотика сюжетов, мисти­цизм, философичность. На русской почве роман­тические конфликты часто получали социальную заостренность, экзотический сюжет заменялся историческим, добавлялся пафос героики борьбы с внешним врагом, пафос вольнолюбия. Наиболее активно развивалась элегическая, философская, пейзажная лирика. Добавлялись отдельные эле­менты классицизма. Автор отказывался от «под­ражания природе», смешивал высокое и низкое, уходил от обыденного, реального, от действитель­ности в вымышленный мир, руководствовался лишь «движениями души», а не велениями ра­зума.

Все перечисленные черты различия двух на­правлений можно найти на примере конкретных произведений. Сравните приведенные в учебнике стихи Баратынского о мимолетности и призрачно­сти поэтического дара и описание вдохновения у Ломоносова:

Устами движет Бог; я с ним начну вещать.

Я тайности свои и небеса отверзу,

Сведения ума священного открою.

Я дело стану петь, несведомое прежним!

Ходить превыше звезд влечет меня охота,

И облаком нестись, презрев земную низкость.

(1747)

Мне струны поневоле Звучат геройский шум. -Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.

(«Разговор с Анакреоном»)

Лирический герой Ломоносова полностью под­чиняет личное общественному,' он должен петь «дело», «славу героев». Его ведет божественное провидение, а не душа автора. Различны предме­ты поэзии, объяснение поэтического дара, назна­чение поэта и т. д.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика