А.С. Пушкин

К стр. 226

Поэт опирается на романтические традиции западноевропейской литературы. Герои Пушкина удовлетворяют всем критериям романтических героев. Два брата предпочли рискованную жизнь унылой, полной обид и оскорблений жизни в чу­жом доме. Став разбойниками, отчасти в силу внешних причин, они сознательно продолжают идти по неправедному пути. Их прельщает свобо­да, отсутствие всяких моральных запретов, они не променяют веселую, полную опасностей жизнь на неволю. Младший брат изнемогает в темнице, но, даже умирая, он стремится на свободу. Сходный сюжет есть в пьесе Ф.Шиллера «Разбойники», где один из братьев (Карл), оболганный другим (Францем), становится разбойником, предпочитая позорное ремесло унижению. Надо сказать, что в произведениях есть и отличия. А именно: в пьесе Шиллера один брат предает другого; в поэме Пуш­кина братья неразлучны, они поступают так под влиянием внешних обстоятельств. У Шиллера Карл становится благородным разбойником, гра­бящим богатых, облеченных властью. В поэме Пушкина разбойники не делают различия между богатым и убогим. Но общая тенденция просмат­ривается: выбор жизненного пути из-за непонима­ния, жестокости окружающих; раскаяние, постиг­шее разбойников, мятежный- дух, возмездие за совершенные преступления (Карл сдается влас­тям, Франц сходит с ума; один из братьев в поэме Пушкина погибает, другой — обречен на вечные муки совести. Старший брат в «Братьях разбойни­ках» вернулся к своему промыслу, но его'пресле­дуют страшные видения, он одинок и ожесточен, со смертью брата он потерял смысл жизни.

Последние строки не были напечатаны вместе со всей поэмой потому, что возвращение к шум­ной компании товарищей нарушает романтичес­кий облик героя-одиночки, обреченного на страда­ние, мучимого совестью.

Поэма Пушкина сохраняет актуальность в лю­бое время, потому что в ней подняты «вечные» вопросы морали, справедливости, права одного че­ловека распоряжаться судьбой других, невинных людей, искупления грехов. Эти вопросы будут ак­туальны в дальнейшем для всей русской литерату­ры XIX—XX веков. Вы возвратитесь к ним, изучая произведения Толстого, Достоевского.

 

К стр. 246

Пушкин вводит в повесть «Станционный смот­ритель» образ рассказчика, титулярного советни­ка А. Г. Н., достигая этим объективности пове­ствования. Рассказ передается от лица очевидца. Кроме того, вымышленный рассказчик прикрыва­ет вымышленного повествователя Белкина, кото­рый не был сочинителем, а лишь записывал исто­рии, изложенные другими, которые и несут за них всю ответственность.

При второй встрече рассказчика со смотрите­лем он замечает разительные перемены в комнате последнего. Исчезли горшки с цветами, на всем лежит печать небрежности и запустения. Сам смотритель неопрятен, он превратился в хилого старика.

На картинках в комнате изображена библейс­кая история о блудном сыне. Напрашивается па­раллель с судьбой Дуни. Но блудный сын счастли­во возвратился к отцу и получил прощение, а Дуня не вернулась.

История Дуни закончилась для нее благопо­лучно: она стала барыней, гусар не бросил ее, у нее дети и жизнь ее вполне обеспечена.: Такой исход нетипичен. Надо отдать должное Минско­му, он оказался благородным человеком и не бро­сил соблазненную им девушку, хотя она была ниже его по социальному положению, а в свете его поступок сочли бы «шалостью» и скорее всего не осудили бы молодого блестящего офицера.

Смотритель решил, что Дуня погибнет, не толь­ко под воздействием «картиночек», но исходя из своего богатого жизненного опыта. За свою жизнь он много перевидал господ, проезжающих через почтовую станцию. Почти никто не обходился с ним достойно, а значит, с его дочерью должны были обойтись так же.

Трагедия смотрителя не воображаема. Он дей­ствительно испытал страшное потрясение, когда лишился единственно дорогого ему человека. Вся его жизнь в одночасье была разрушена. Не надо забывать, что дочь его уехала тайно, не сказав ему ни слова, поэтому он подозревал самое плохое и его воображение рисовало страшные картины по­гибающей дочери. После отъезда Дуни смотри­тель был «ни жив ни мертв», потом он занемог «сильной горячкой», а едва выздоровев, отправил­ся за своей «заблудшей овечкой».

На первый план выдвигается история «малень­кого человека» Самсона Вырина, имеющего право на свое «маленькое» счастье, умеющего любить сильнее, чем иные господа, способного на любые жертвы ради дорогого ему человека.

В начале повести станционный смотритель — свежий и бодрый человек лет пятидесяти, чест­ный служащий (у него три медали), он счастли­вый отец, гордящийся своей дочерью. Но он при­вык терпеть оскорбления и унижения от проезжих господ. В конце повести Самсон Вырин — слом­ленный человек, постаревший, неопрятный, поте­рявший смысл жизни вместе с дочерью. Он сде­лал все возможное, чтобы вернуть ее, но «малень­кий человек» не может противостоять сильным мира сего. Он не стал меньше любить свою Дуню, но мучается неизвестностью. «Возится» с дере­венскими ребятишками и оплакивает пропавшую дочь, обвиняя во всех несчастьях «проезжего по­весу» .

Самсон Вырин трагически воспринимает судь­бу дочери, так как не верит в благополучный ис­ход. Не верит он и в то, что Дуня могла его забыть. Не может согласиться, что с кем-нибудь другим ей будет лучше, чем в доме отца. Он слепо любит свою дочь, желает ей только счастья, ни в чем ее не обвиняет, но Минский не снисходит до пережи­ваний «маленького человека» и вместо того, чтобы убедить старика в благополучии дочери, выгоняет его из дома.

 

К стр. 247

Рассказчик, с одной стороны, сочувствует сво­им героям, он сожалеет о старом смотрителе, на­блюдая перемены, произошедшие с ним после бегства Дуни, понимает горе отца, разлученного с дочерью. Но романтический взгляд на действи­тельность и здравый смысл противопоставляются. Автор подсмеивается над «романтическими на­клонностями» своих героев. История похищения Дуни закончилась, вопреки ожиданиям, благопо­лучно. Она не только не «погибла», а даже счаст­лива с Минским. В третий раз проезжая мимо знакомых мест, неравнодушный рассказчик не мог не поинтересоваться судьбой Дуни и ее отца. Уз­нав, что старый смотритель умер, он в то же время убедился, что Дунина судьба сложилась благопо­лучно, хотя ее и терзают угрызения совести. Рас­сказчик «не пожалел*, что потратил время и зае­хал в это село.

В данном случае позиции автора и рассказчика совпадают.

 

К стр. 248

Макар Девушкин считает, что все в жизни человека предопределено Богом, а поэтому чело­век может лишь подчиниться его воле. Самсон Вырин пытается сопротивляться, хочет вернуть свое счастье, свою дочь. А когда он не смог этого сделать, то не смог и смириться с произошедшим, спился и умер, не пережив своего горя. Самсон Вырин в отличие от Макара Девушкина не ищет во всем Божью волю, а прямо обвиняет в своих злоключениях «проезжего повесу».

Ирония рассказчика направлена на изображе­ние притворства гусара, нравов проезжих господ, порядков на почтовых станциях, но, к главному герою он относится всегда серьезно, сочувствует его горю, находит отклик и его попытка вернуть заблудшую дочь.

Эпиграф подчеркивает, что главным героем повести будет «маленький человек», стоящий на низшей ступени чиновничьей лестницы.

К стр. 249

История Самсона Вырина, рассказанная гуса­ром Минским, будет содержать в лучшем случае непонимание «глупой» попытки последнего вер­нуть Дуню, у которой все сложилось благополуч­но и которая уже привыкла к другой, полной достатка и внимания жизни. В более суровой отповеди гусар выразил бы свое возмущение тем, что его несколько раз посмел потревожить чело­век, который недостоин даже находится в его передней.

 

«Маленький человек» — литературный герой, занимающий по сюжету произведения одно из самых низших мест в обществе, а следовательно обреченный на презрение и издевательства.

 

Сочинение. Герои и рассказчик

(по повести А. С. Пушкина «Станционный

смотритель»)

Цикл прозаических повестей периода болдин-ской осени стоит у самых истоков русского реа­лизма. В русской литературе появляется новый герой — «маленький человек». Такой герой был создан Пушкиным в «Станционном смотрителе». Самсон Вырин так же живет, чувствует, страда­ет, любит, как и представитель света — гусар Минский. Но общество не допускает мысли, что униженный, оскорбленный, забитый нижний чин имеет право на такие же чувства, как и люди из высших слоев. Гусар выталкивает за дверь бедно­го смотрителя, даже не потрудившись убедить его в том, что переживания по поводу благополу­чия дочери напрасны. Автор немного иронично относится к порядкам на почтовых станциях, сме­ется над притворством гусара, но трагедия Сам­сона Вырина, рассказанная просто, с особенной сердечностью, должна до слез тронуть читателя. Жизнь главного героя становится бессмысленной после отъезда дочери, он не просто страдает, он был сильно болен; едва поправившись, стал ра­зыскивать свою «заблудшую овечку», не веря, что ей может быть хорошо без отца. Надо пола­гать, что у бедного чиновника, насмотревшегося на проезжающих господ, были все основания по­дозревать, что, когда забава надоест, «молодой повеса» выгонит его дочь на улицу. На стене комнаты Самсона Вырина висят картинки, рас­сказывающие историю блудного сына. Вырин представляет себе, что история его Дуни тоже должна закончиться возвращением в родной дом. Сочувствие и уважение к своему герою автор выражает и при помощи рассказчика, являюще­гося очевидцем событий. Три раза он появляется на почтовой станции. Именно он дает первую характеристику героям, отмечая живость и при­ятность Дуни, бодрость смотрителя. Его глазами мы видим изменения, произошедшие со смотри­телем во время второго посещения: он стал стар и неопрятен. Через рассказчика мы узнаем и финальные события. Рассказчик придает объек­тивность повествованию, композиционно органи­зует произведение, выражает отношение автора к героям, рисует их портреты. Конфликт «Станци­онного смотрителя» достаточно прост. Пушкин специально пародирует романтическое произве­дение. Ведь по законам романтизма история Дуни должна закончиться трагически, а она на­ходит свое счастье с Минским, становится знат­ной барыней, у нее дети, и она счастлива. Един­ственное, что будет мучить ее всю жизнь, — спившийся и умерший в одиночестве отец. Но ее возвращение и покаяние все же состоялось, хотя бы и после смерти смотрителя. История Дуни вполне реалистична. Реалистичность создается и тем, что кроме рассказчика — титулярного со­ветника — в «Станционном смотрителе» есть еще и Иван Петрович Белкин, который якобы просто записал рассказ А. Г. Н. Утверждение, что Бел­кин не был хорошим сочинителем, подчеркивает простоту и безыскусственность повествования, ха­рактерные для реализма.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика