Д.И. Фонвизин

Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Структура художествен­ной речи основана на монологах и диалогах, а авторские замечания оформлены в виде ремарок. Предусматривается развитие характеров в дей­ствии, в конфликте.

 

К стр. 123

Кафтан, сшитый Тришкой, обсуждают Проста­ков, г-жа Простакова, Скотинин. С первых строк читателю становится совершенно ясно, что главой в семье Простаковых является г-жа Простакова, женщина властная, грубая, глупая. Она не хочет понять, что для того, чтобы хорошо сшить кафтан, надо учиться ремеслу портного, но готова бранить и Тришку, и собственного мужа. Ее речь, обра­щенная к Тришке, пестрит ругательствами («скот», «воровская харя», «болван»), которых благородная барыня никогда бы себе не позволила. Муж ее, Простаков, не смеет ни в чем перечить жене, он безволен, откровенно боится г-жи Про-стаковой («При твоих глазах мои ничего не ви­дят»), готов во всем ей повиноваться. Скотинин вполне способен на здравые рассуждения, мнение сестры его не интересует. Наперекор ей он при­знает, что кафтан «сшит изряднехонько».

Имя Митрофан («подобный матери») выбрано автором не случайно. Г-жа Простакова воспитыва­ет сына по своему образу и подобию, она опреде­ляет то, что. ему следует изучать, она подбирает учителей и позволяет Митрофану отлынивать от учебы. Митрофан всегда чувствует защиту слепо любящей его матери и пользуется этим. Недаром Скотинин говорит ему: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сын, а не батюшкин». Митро­фан знает, когда надо подольститься к матушке, понимает, что именно она руководит всем в доме.

Для самохарактеристики Скотинина можно использовать следующие его высказывания:

«Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни дела­ли, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».

«Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой».

«Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил от этой скуки».

Скотинин приехал к Простаковым, чтобы же­ниться на Софье, бедной родственнице Простако­вых, живущей у них в доме.

Г-жа Простакова узнает, что Стародум, дядюш­ка Софьи, жив и делает племянницу своей наслед­ницей. Г-жа Простакова только что уверяла всех, что Стародум давно умер, к тому же она'пользует­ся бедственным положением Софьи, чтобы решать все за нее, а появление дядюшки не входит в планы злонравной помещицы. Но жадность Про-стаковой, узнавшей о наследстве, берет верх над остальными чувствами, и она в одну минуту меня­ет свое мнение, начиная поздравлять Софью с приездом родственника. Несмотря на то, что Со­фья ранее предназначалась ею Скотинину, Про­стакова тут же говорит о возможности брака с Митрофаном. Возникает комическая ситуация, когда г-жа Простакова противоречит самой себе.

 

К стр. 135

Правдин был государственным чиновником (членом правления наместничества). Он объезжает округ с проверкой. В имении Простаковых он на­шел «злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно» и намерен прекратить их бес­чинства.

Заветная мечта Скотинина «всех свиней со бела света выкупить» и сделать так, чтобы в околотке было, и житье одним свиньям». В пьесах времен классицизма почти всегда действующим лицам давались «говорящие» фамилии, отражающие суть характера персонажа. Брат Простаковой лю­бит только скотину и сам по воспитанию и поведе­нию напоминает не человека, а животное.

Для самохарактеристики г-жи Простаковой из V явления нужно взять ее слова: «Все сама управ­ляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то де­русь; тем и дом держится, мой батюшка!».

 

К стр. 153

Фамилия Стародум подчеркивает верность ге­роя старым традициям: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя пере­воспитывать. Служил он Петру Великому». А во времена Петра I единственным достойным дворя­нина делом была государственная служба. Многие достигали высокого положения в обществе именно благодаря личным заслугам, а не происхождению и деньгам.

Главным для себя Стародум считает завет отца: «Имей сердце, имей душу».

Жизненные законы и нравственные принципы Стародума:

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать».

«...чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо чес­тнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».  •

Дворянин может уйти в отставку, только если «служба его отечеству прямой пользы не прино­сит».

«...лучше вести, жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

«Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».

Умные дети обойдутся без богатства, «а глупо­му сыну не в помощь богатство».

«Одно почтение должно быть лестно челове­ку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

По рассказам самого Стародума можно пред­ставить его биографию следующим образом:

Отец Стародума был приближенным Петра Великого и дал сыну «лучшее по тому веку» вос­питание в традициях петровского времени. Старо­дум проявил на военной службе свою честность. Раны его и похвала начальников доказывают это, но он был несправедливо обойден чином, который получил человек недостойный. Видя такую не­справедливость, Стародум не смирился и вышел в отставку, а потом вернулся в Петербург. Служил при дворе, но ему стало противно прислуживать в

«чужой передней» и он опять отказался от служ­бы, не получив «ни деревень, ни ленты, ни чи­нов», но сохранив свою честь. Чтобы заработать денег на приданое Софье, он на несколько лет уехал в Сибирь, где «достают деньги, не промени­вая их на совесть». Затем он возвращается, чтобы устроить судьбу племянницы.

 

Об обучении Митрофана см. ниже (сочинение «Учителя Митрофана»).

 

К стр. 169

Экзамен Митрофана подтверждает, что он глуп, ленив, не смог усвоить даже самых элементарных понятий, но хитер :— старается вывернуться из неудобного положения.

 

Простакова и Скотинин считают, что дворяни­ну учиться не нужно. Например, Простакова ут­верждает, что географию знать не обязательно, потому что извозчик довезет сам, а Скотинин вос­хищается крепколобым дядей Вавилой Фалалее-вичем, чей лоб устоял против каменных ворот, и прямо говорит, что «ученье — вздор».

 

Узнав -о предстоящем отъезде Софьи и Старо­дума, Простакова решила обвенчать Софью с Мит-рофаном против воли Софьи.

 

К стр. 179                      1

Стародум считает, что воспитание важнее обра­зования, так как «просвещение возвышает лишь одну добродетельную душу», а «главная цель всех знаний человеческих — благонравие». Нельзя поручать воспитание будущего дворянина крепос­тному, потому что ребенок- усвоит психологию раба; нельзя нанимать учителей-невежд, потому что для службы Отечеству нужны настоящие зна­ния, а не их подобие.

 

Для того, чтобы воспитать настоящего дворя­нина, Стародум считает необходимым учить его истории на примерах великих людей, но не за­бывать рассказывать о людях «достойных поно­шения». А для исправления злонравных поме­щиков надо сделать так, чтобы они «почувство­вали себя лучше, потеряв силу делать другим дурно».

 

В финале комедии каждый герой «получает по заслугам». Митрофана отправляют «служить», г-жа Простакова теряет свою власть — имение передают под опеку государства, а сын отказыва­ется от нее. Скотинин предпочитает «убраться подобру, поздорову»; Цыфиркин получает свое жалованье «за честность», Кутейкина выгоняют, Вральман возвращается на козлы. Стародум, Со­фья и Милон уезжают, чтобы начать новую жизнь.

 

Злонравие Простаковой обернулось против нее самой: она потеряла власть над крепостными, по­теряла сына, которого безумно любила, ее жизнь лишилась всякого смысла. Все несчастья, которые пали по ее вине на головы других, вернулись к ней самой.

К стр. 181

Речевая характеристика героев является од­ним из основных средств создания образов. Язык Простаковой меняется в зависимости от ситуации и собеседника. К любимому сыночку она обраща­ется: «Друг мой сердечный», «душенька», а к слугам: «собачья дочь», «бестия», «канальи», «воры». Желая показать подобострастие к гостям: «милости просим», «рекомендую вам дорогого гостя». Вымаливая прощение, она забывает о сво­ей «светскости» и по-простонародному причитает: «Ах, батюшки мои, повинную голову меч не се­чет». С мужем она властна и груба: «Сам ты мешковат, умная голова». С Софьей, когда надеет­ся на выгодную партию, — ласкова: «Софьюшка, душа моя!».

Главная ценность в жизни Скотинина — сви­ньи, поэтому, даже говоря о женитьбе, он не мо­жет найти другого сравнения: «коли у меня те­перь для каждой свинки клевок (хлев) особливый, то и жене найду светелку»; «Ну, будь я свиной сын, если я не буду ее мужем...»; Стародум. Меня трогают люди. Скотинин. А меня так свиньи.

Учителя Митрофана подобраны г-жой Проста­ковой в соответствии с ее пониманием «ученос­ти»: французскому Митрофана учит немец Враль­ман с чудовищным акцентом, точные науки пре­подает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамма­тику — «образованный семинарист К-утейкин, уволенный от «всякого учения». Они и не скрыва­ют своей истинной необразованности, но г-жа Простакова этого не замечает. Цитаты из Псалти­ри, постоянно приводимые Кутейкиньтм, подобос­трастие Вральмана, оправдывающего безделие Митрофана, создают впечатление «образованнос­ти» учителей и ее вполне устраивают, поскольку в душе сама г-жа Простакова считает всякое обра­зование ненужным.

 

К стр. 182

Митрофан, безусловно, умеет приспосабливать­ся к жизни: льстит матери, которая всем правит в доме, презирает отца, от которого ничего не зависит. Он способен на какие-то логические (хотя и неверные) умозаключения. Его беда — в воспи­тании. Возможно, если бы с детства его обучали наукам серьезно и не позволяли лениться, из него вышел бы достойный дворянин.

 

К стр. 183

Даже не получивший хорошего образования дворянин мог на военной службе отличиться усер­дием, исполнительностью, храбростью. Возмож­но, что для Митрофана еще не все потеряно и на службе он перевоспитается, видя перед собой по­ложительные примеры.

 

Сатирическое изображение избалованного дво­рянского недоросля должно было «воспитывать от противного», то есть показывать молодым людям^ «как не надо поступать», внушать, что быть лентя­ем и невеждой — позорно.

Простакова стоит на «меже трагедии и коме­дии», потому что в ее образе, с одной стороны, высмеиваются отрицательные качества характе­pa — жадность, глупость, самодурство, с другой стороны, ее трагедия любящей матери, душевно искалечившей собственного сына и в результате потерявшей его, ужасна. Поведение ее часто ко­мично, но результаты ее действий устрашают.

Ст. Рассадин говорит о том, что произведение Фонвизина открывает новый этап в русской лите­ратуре. Начинается господство классицизма, но­вого направления, построенного на активном обра­щении к гражданской, общественной проблемати­ке, культе разума, идеализации героев, противо­поставлении отрицательных и положительных персонажей. Новое направление опирается на идеи гражданственности и просвещения. Все это стало началом новой литературы, именно на этой базе впоследствии стали развиваться другие направле­ния — сентиментализм, романтизм и реализм. Русская литература встала вровень с литература­ми народов Европы.

Творческий практикум. Сочинение. Учителя Митрофана В пьесе Фонвизина «Недоросль» читатель на­блюдает красочную картину русской жизни XVIII века. В центре повествования находится дворянство, его нравы, обычаи, представления о долге и чести.

Митрофан, дворянский недоросль, сын невеже­ственных крепостников, является достойным про­должением своих родителей. Если для просве­щенных дворян (Правдин, Стародум) главными добродетелями дворянина являются хорошее вос­питание, образование, готовность служить Отече­ству, то крепостники Простаковы не принимают образованности, их мир ограничен скотным дво­ром и удовлетворением своих примитивных жела­ний. Они не думают об Отечестве, не считают нужным готовить своего сына к государственной службе. Ему нанимают учителей лишь потому, что «ныне век другой» и принято детей «всему учить». В глубине же души г-жа Простакова уве­рена, что ее сыну учиться не нужно, ведь другие представители фамилии Простаковых «на боку лежа, летят себе в чины», а «покойник батюшка воеводою был 15 лет, и с тем скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить...». При таком отношении к науке г-жа Простакова и учителей сыну выбирает по принци­пу, чтобы они «ребенка не неволили». Поскольку сам Митрофан учиться не хочет и предпочитает проводить все время на голубятне, такие учителя его вполне устраивают.

Кто же обучает Митрофана всем наукам? Дья­чок Кутейкин, который был отчислен из семина­рии, потому что «убоялся бездны премудрости», учит недоросля грамматике. Отставной сержант Цыфиркин — математике, а немец Вральман, бывший кучер, всем остальным наукам. Митро­фан не уважает своих учителей, грубит им и знает, что все ему сойдет с рук, потому что мать заступится за него. Г-жа Простакова считает, что Митрофан учился достаточно и «теперь сам возве­дет деточек», Митрофан вторит ей: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Из учителей больше всех жалуют немца Вральмана, который и не ду­мает ничему учить Митрофана, а только поддаки­вает его, матери, говорящей, что учение «опасно для головушки». Вральман внушает Митрофану, что с умными людьми «лучше не связываться», грамматику и арифметику дворянину знать не нужно, но необходимо уметь «жить в свете». Цы-фиркин и Кутейкин пытаются обучить Митрофа­на хоть чему-нибудь, но это им не удается. Свою вопиющую безграмотность Митрофан демонстри­рует на экзамене, который ему устраивают Прав-дин и Стародум. Стародум смеется над невеже-■ством Митрофана, но гораздо страшнее невеже­ства считает жестокосердие и отсутствие правиль­ного воспитания. Ведь, по его мнению, «образова­ние должно прикладываться к добродетели». Мит­рофан довольно хитер, он пытается остроумно от­ветить на вопрос о том, какой частью речи являет­ся слово «дверь», умеет польстить матери к своей выгоде. Возможно, что при правильном воспита­нии он стал бы совершенно другим человеком. Отправляя его служить, Правдин оставляет чита­телю надежду на исправление недоросля. В том, что Митрофан вырос бессердечным, глупым чело­веком, виноваты отчасти и его учителя. Но только Цыфиркин оказался до конца честным челове­ком — он отказался взять деньги за обучение Мит­рофана, потому что ничему не смог научить его. За честность Цыфиркин и получает вознагражде­ние от Милона и Стародума. Кутейкин при расче­те пытается соблюсти свою выгоду, но вынужден бежать из-за страха перед госпожой Простаковой. Вральман возвращается к своему настоящему за­нятию — опять становится кучером. Образы учи­телей во многом комичны. Смешна речь немца Вральмана, вызывает улыбку рассказ Кутейкина о его обучении в семинарии, но результат их уче­ния страшен.

Автор сатирически изображает систему вос­питания и образования недорослей в эпоху Ека­терины. Нельзя рассматривать обучение и вос­питание как моду, нельзя нанимать невеже­ственных учителей, ибо такое обучение не толь­ко не приносит пользы, но развращает будущего дворянина, делает из него крепостника-самоду­ра, злонравного барина, творящего произвол и беззакония.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика