Поучение Владимира Мономаха

В «Поучении» цитируется Псалтырь, сочине­ния Василия Великого, пророчества Исайи, Три­одь, Апостольские послания. Автор обращается к Священному Писанию в трудные моменты своей жизни, сверяет по нему правильность выбранного решения. Например, отказав братьям выступить против Ростиславичей, Владимир Мономах с горе­стью вопрошает себя, используя текст Псалтыри: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?». Давая наставление потомкам, князь начи­нает свои размышления снова со священных тек­стов: «Что такое человек,,как помыслишь о нем?» «Велик ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои». Говоря о необходимости учения, труда, покаяния, самосовершенствования, Владимир Мономах так­же приводит тексты Священного Писания: «Про­свети очи мои, Христе Боже, давший мне свет Твой дивный!», «Господи, умножь годы мои, что­бы впредь в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою». Владимир Мономах требу­ет от детей неукоснительного соблюдения всех законов христианской морали и почитания Госпо­да: «И благословен, Господи, и прославлен зело!», «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!». Князь — истинно верующий человек, привыкший сверять свои поступки с Божьими заповедями, больше всего он заботится об укреплении на Руси прин­ципов «братолюбия», о неукоснительном соблюде­нии морально-этических норм христианства. Он не просто рассуждает о добре и зле, правде и справедливости, а стремится подкрепить свои выводы цитатами из «отцов церкви» и Священно­го Писания, потому что это должно придать его рассуждениям особую важность, ведь он ссылает­ся на самые известные, авторитетные и уважае­мые книги своего времени. Свое собственное мне­ние Владимир Мономах не считает нужным навя­зывать кому-либо, потому что дети должны сами учиться и на собственном опыте постигать исти­ну, он только хочет облегчить им трудный путь поиска правды жизни. Если кто-нибудь восполь­зуется его трудом, то это будет достаточной на­градой автору. К тому же, в соответствии с лето­писной традицией, князь Владимир пишет о себе как о «ничтожнейшем и недостойном», подчер­кивая этим свое смирение перед Творцом, по­скольку гордыня — грех для истинного христи­анина.

Очень часто создававшие летописные своды монахи вовсе не указывали своего имени, говори­ли о себе как о людях ничтожных, потому что считали свой дар грамотности даром Божьим и в труде своем видели выполнение Божественного промысла. Они старались подкрепить свои раз­мышления ссылками на возможно большее число книг различных авторов, священные тексты, что-* бы подчеркнуть справедливость сказанного ими и избежать обвинения в гордыне. Владимир Моно­мах говорит о том, что он часто сомневался в праведности своих поступков и не может служить идеалом для других.

В качестве небольшого сочинения к выбранно­му в начале задания эпиграфу можно предложить поразмышлять над тем, что такое «три добрых дела» в понимании автора «Поучения» и наших современников.

«Поучение» было написано Владимиром Моно­махом в 1017 году, когда он уже был в преклон­ных годах. «Сидя на санех», то есть ожидая близ­кую смерть, князь подводит итоги своей «много­трудной» жизни, вспоминает десятки военных походов, в которых он участвовал; нелегкое княже­ние в разных уделах, пока не достиг великокня­жеского «стола». Ему есть что рассказать своим детям, для них он и оставляет свое завещание. Он требует строго соблюдать нормы христианской морали: «не лениться, самому вникать во всякое дело, слушать старших и беспрекословно поко­ряться старшему в роде», остерегаться «лжи, пьянства и блуда», быть милосердным к людям («больного навестите», «напоите и накормите ни­щего, более же всего чтите гостя»), защищать вдов и сирот, не давать сильным губить простого человека и т. д. Мономах подкрепляет наставле­ния примерами из собственной жизни, приводя длинный перечень своих «путей и ловов» (походов и охот), в которых он участвовал с тринадцати лет, обращая внимание читателя на то, что сам старал­ся всегда поступать по-христиански: «И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать... раздаривал много скота и много одеж­ды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких... Что надлежало отроку моему делать, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя... весь распорядок в доме у себя также сам. устанавли­вал... и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал». Владимир Мономах при­водит в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран», также призывает не забывать того хорошего, что умеете, «а чего не умеете, тому учиться», напоми­нает о необходимости «страх Божий» иметь и чтить старших.

«Поучение» Владимира Мономаха — един­ственный в древнерусской литературе пример на­ставления, созданного не духовным лицом, а госу­дарственным деятелем, не превозносящим себя, говорящим о своих сомнениях, о долгих поисках пути праведного. Он не требует от детей беспре­кословного подчинения его наставлениям, он лишь хочет дать совет, поделиться своим богатым жиз­ненным опытом, помочь вступающим во взрослую жизнь избежать серьезных ошибок. Многие его советы актуальны и в наши дни. Для нас не менее важно получить хорошее образование, стать куль­турными людьми, уважающими свою историю, помнящими о славных делах наших предков. Мы должны научиться во всех своих поступках руко­водствоваться заботой о других, а не только о себе. Именно поэтому можно утверждать, что многие моральные рассуждения Владимира Мономаха и в наше время не устарели.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика