Слово о полку Игореве

Описывая происходящие события, автор скор­бит о гибели русских полков («Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклони­лось»), осуждает княжеские усобицы («...князья сами на себя крамолу ковали...»), призывает кня­зей объединиться («Вступите же, господа, в золо­тое стремя за обиду нашего времени, за Землю Русскую...»), гордится «храбрыми русичами», «поет славу» князьям.

 Душевные переживания Ярославны автор пока­зывает, используя фольклорные традиции. Плач Ярославны построен по всем канонам народного плача. Трижды обращается она к природным сти­хиям: ветру, Днепру, солнцу, прося вернуть мужа. Традиционны для фольклора постоянные эпитеты («море синее», «горы каменные», «лучи горячие») и образы (жажды, горя, ветра) в ее причитаний. Себя она сравнивает с «горькой кукушкой». Так создается образ любящей, страдающей, верной жены, оплакивающей русских воинов.

Переживания Святослава выражены в его сне: «... одевали меня черной паполомой на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем сме­шанное, осыпали меня крупным жемчугом...» Автор использует фольклорную символику (на­пример, жемчуг — символ слез). В речи Святос­лава есть и прямое осуждение неосмотрительнос­ти Игоря и Всеволода, призыв к другим князьям о помощи.

Ярославна горестно причитает на крепостной стене Путивля, оплакивая милого мужа; она обра­щается к силам природы: ветру, Днепру и солнцу с просьбой о помощи, и природа помогает — Игорь бежит из плена-. Автор олицетворяет природу, превращает ее в живое существо, страдающее, мыслящее вместе с героями, передающее их на­строения и чувства, способное радоваться и сопе­реживать. Мелодичность, задушевность плача Ярославны делает его похожим на народные лири­ческие песни. Заклинание стихийных сил, мольба о помощи, тоска о милом муже, составляющие основное содержание плача Ярославны, выражают скорбь всей Руси. Словно услышав мольбу Ярос­лавны, Игорь бежит из плена. Все помогает ему, указывает путь домой. Описывая бегство князя, автор снова обращается к явлениям природы: он скачет «горностаем», по воде плывет «белым гого­лем», «летит соколом». Природа, города и села радуются: князь жив и вернулся!

Природа — это и необъятные просторы Рос­сии, ее леса, поля и степи, животные и птицы. Картины природы то мрачны и печальны, то ве­селы и радостны. Природа способна самостоя­тельно оценивать происходящее, чутко реагиро­вать на события, на настроение героев. Пейзаж не статичен, он в постоянном движении. Мир чело­века и мир природы тесно связаны. Поход Игоря начинается с мрачного предзнаменования — сол­нечного затмения. Природа предчувствует беду: тревожно кричат звери и птицы, небо затягивают черные тучи. Пейзажи в «Слове...» выполняют различные функции. Они могут быть созвучны настроению автора («печаль» разливается по рус­ской земле и никнут деревья), могут предупреж­дать русичей об опасности («кровавые зори свет предвещают», «солнце тьмою путь заграждает»), природа помогает или вредит («Донец лелеет князя», а «река Стугна злую струю имея», уто­пила «юношу князя Ростислава»), с явлениями природы сравнивается поведение людей (Игорь возвращается — солнце светит на небе) и т. д. Автор часто использует прием контраста (проти­вопоставления): «уныли цветы от жалости, а де­рево в тоске к земле приклонилось», когда князь попал в плен, но «веселыми песнями соловьи рассвет предвещают» и солнце всходит, когда бежит Игорь из плена. С соколом сравнивается русский князь, с черным вороном «поганый по-ловчанин».

К реально-историческому плану событий мож­но отнести битву русских с половцами, слово Свя­тослава, сами образы князей имеют историчес­кую достоверность. Волшебно-фантастические пер­сонажи — Див, Карна и ЭКля, легендарен и образ Бояна.

Примеры близости «Слова...» к фольклорной традиции см. выше.

 

 стихотворениях И. А. Бунина и-И. Северяни­на четко прослеживаются образы «Слова...» — вольный ветер, веющий над полками, клекочущие орлы, созывающие псов на кости, безмолвная степь. Названы и главные герои «Слова...» — Игорь и Ярославна. Лирический герой И. Северя­нина прямо сравнивает себя с Игорем, а свою возлюбленную с Ярославной.

Его чувства и мысли созвучны чувствам героев «Слова...». Образ верной и чуткой жены создается при помощи обращения к литературной героине — Ярославне, ставшей символом. Лирический герой, плененный поэзией («Аполлон манил меня улыбкой детской...»), мечтает вернуться к своей возлюблен­ной, к простой, обыденной жизни, отказаться от неизбежных творческих страданий во имя любви. Но лирическая героиня не поняла его сомнений, и герой ушел, предпочел творчество земной любви.

В стихотворении И.А.Бунина образы «Сло­ва...» помогают лирическому герою создать опре­деленное настроение. Он говорит о величии Роди­ны, обращаясь к ее истории, делам давно минув­шим, но не стершимся в памяти народа.

Примерами скрытого цитирования в стихотво­рении М. А. Волошина можно считать: «Див кли­чет пред бедой», «вста звериный вой», «тьмапры-щет молнии», «Обида вещая раскинула крыло».

История открытия «Слова о полку Игоревен

«Слово о полку Игореве», написанное в конце XII века, является одним из самых совершенных произведений древнерусской литературы. Оно рас­сказывает о походе на половцев князя Игоря Новго-род-Северского в 1185 году, когда русское войско потерпело жестокое поражение, а сам князь оказал­ся в плену. Об этом походе сохранилось два лето­писных рассказа. Один — в составе Киевской лето­писи (известен по списку Ипатьевской летописи), другой — в составе Владимиро-Суздальской лето­писи, дошедшей в списке Лаврентьевской летопи­си. Летописи подробно описывают поход Игоря Святославича. Игорь Новгород-Северский в начале 80-х годов не принимал участие в удачном походе на половцев киевского князя Святослава Всеволодо­вича (его двоюродного брата), а через несколько лет сам двинулся на половцев с небольшим войском. Автор «Слова...» стремился не просто создать воин­скую повесть, не только подробно изложить исто­рию похода, но и призвать русских князей к объе­динению перед лицом общей опасности, пораз­мышлять о причинах поражения, осудить раздоры князей. «Злосчастный поход Игоря Святославича явился поводом для глубоких раздумий.о судьбах Русской земли, о пагубности феодальных междоу­собиц, вызвал воспоминания о прошлом — о слав­ных и о трагических периодах русской истории» (Д. С. Лихачев). Неизвестный автор стремился убе­дить читателей, что Русь, расколотая междоусоби­цами, может погибнуть. Судьба памятника тоже сложилась трагически. В начале 90-х годов XVIII века известный ценитель и коллекционер древних ру­кописей, тайный советник граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин приобрел в Спасском монастыре Ярославля старинный рукописный сборник, в кото­ром находилось восемь сочинений разного време­ни, в том числе и «Слово о полку Игореве». В 1800 году перевод поэмы был закончен и она была издана А. И. Мусиным-Пушкиным, А. Ф. Ма­линовским и Н. Н. Бантыш-Каменским. Но в

 

1812 году, во время оккупации Москвы Наполео­ном, библиотека А. Мусина-Пушкина сгорела, по­гибла и рукопись «Слова...», значившаяся в катало­ге под № 323. Сохранился только первый печатный текст и рукописная копия «Слова...», сделанная для Екатерины II не позднее 1793 года. В XIX веке И.Козлов, В.Жуковский, А.Майков, в XX —-И. Новиков, Н. Заболоцкий создали многочислен­ные переводы и переложения «Слова...» на совре­менный русский язык. Многие писатели и поэты (например, А. Блок, Э. Багрицкий, И. Бунин, И. Северянин, М. Волошин) использовали образы «Слова...» в своих произведениях. Композитор А. Бородин написал оперу «Князь Игорь». В. Вас­нецов, В. Серов, Н. Рерих, В. Фаворский создали прекрасные иллюстрации к поэме.

 

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика