ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Все летописи имеют погодные записи (краткие записи событий, случившихся в определенном году). Летописные своды могут - включать (как «Повесть временных лет») повести, поучения, притчи, легенды, известные переписчику и помо­гающие объяснить те или иные события. «По­весть временных лет» основана на погодных запи­сях. В приведенных отрывках записи датированы 6406 (898), 6415 (907), 6420 (912), 6453 (945), 6454 (946), 6505 (997), 6545 (1037) годами. Здесь же приводится «Легенда о посещении русской земли апостолом Андреем», которая необходима летописцу, чтобы обосновать святость места, на котором в дальнейшем вырос Киев — столица Руси. Этот фрагмент летописи с полной уверенно­стью можно отнести к легендам, так как в основе повествования лежит фантастическое событие.

К сказаниям относятся фрагменты, повествую­щие о Белгородском киселе и о смерти Олега от своего коня. Эти тексты, в основе которых события реальной жизни, ставшие известными повествова­телю со слов очевидцев, имеют фольклорную ос­нову. Рассказ о мести Ольги древлянам также построен по законам фольклора: дважды приходят к ней послы с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала, трижды совершает месть Ольга (троекратное повторение событий ха­рактерно для произведений народного творчества). Традиционен для фольклора и сам мотив мести за близкого человека. Рассказ об убийстве Игоря начинается с пословицы: «Если повадится волк к овцам...», что тоже подчеркивает фольклорную основу фрагмента.

«Сказание о смерти Олега от коня», включен­ное в летописный свод, содержит хронологичес­кое описание событий. Летописец бесстрастно из­лагает историю гибели князя. Пушкин творчес­ки переосмыслил сказание. В «Песне о вещем Олеге» четко прослеживается авторская оценка событий. Индивидуализирован образ кудесника.

Ключевыми словами для понимания его характе­ра являются:

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.

Гибель Олега в летописи — трагическая слу­чайность, а в стихотворении князь наказан за свое высокомерие, насмешку над стариком, владею­щим знанием, которое не покупается деньгами или высоким положением в обществе.

Для того, чтобы сделать из фрагмента об убий­стве Игоря и мести Ольги погодную запись, необ­ходимо оставить только факты, исключив про­странный рассказ о послах, диалоги, рассказ о подробностях осады Искоростеня. Текст должен выглядеть примерно так:

«В год 6453 (945) пошел Игорь к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и тво­рили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину домой, а сам с малой час­тью дружины вернулся, желая большего богат­ства. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало. И был погребен Игорь у Иско­ростеня. Ольга же, взяв с собой малую дружину, пришла к могиле своего мужа и приказала совер­шить тризну. И когда опьянели древляне, прика­зала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч.

В год 6454 (946) Ольга с сыном Святославом пошла на Деревскую землю и стала около города Искоростеня. И взяла город и сожгла его, городс­ких старейшин забрала в плен, а других людей убила, а третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных заставила платить дань».

Рассказывая о княгине Ольге и князе Игоре, автор вынужден обращаться к фольклору. Во-пер­вых, перед ним стоит нелегкая задача описать со­бытия «минувших дней», которые известны только по рассказам. Ушедшие в прошлое события приоб­ретают фольклорные черты уже в силу своей дав­ности. Во-вторых, автор опирается на традицию изображения сказочных и былинных героев, пото­му что это наиболее привычное читателю, да и самому автору изображение. (Необходимо учиты­вать, что, кроме фольклорной, автору известно тра­диционно житийное описание святых, но в данном случае оно не подходит, так как речь идет о греш­ных, земных людях). В-третьих, без использования фольклорных мотивов невозможно добиться созда­ния высокохудожественных образов главных геро­ев. Они получились бы схематичными. Без обраще­ния к легендам и преданиям создание характера в древнерусской литературе невозможно. Ведь лите­ратурный характер создается средствами словес­ной характеристики, действием, сюжетом. Все это есть в легендах и преданиях, но отсутствует в про­стых погодных записях. Именно поэтому летопи­сец достигает живости повествования, включая в свод тексты различных жанров.

Рассказ об осаде Белгорода носит название «Сказание о Белгородском киселе», потому что эпизод зачерпывания киселя из колодца в осаж­денном городе является кульминацией повество­вания. Пораженные этим фактом, печенеги сняли осаду. Жанр эпизода определен как сказание пото­му, что он представляет собой повествование о необычных обстоятельствах недавнего прошлого, известных со слов очевидцев и живущих в памяти двух-трех предшествующих поколений. События же имеют вполне реальную основу.

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика