ЛИТЕРАТУРА И ТРАДИЦИЯ

Культура и искусство не могут существовать без традиций. Каждый писатель в своем творче­стве опирается на созданные ранее произведения и вносит что-то новое в литературный процесс. На развитие литературы влияет культура определен­ной эпохи. Культура включает в себя и искусство, которое тоже основывается на наследии прошлого.

Понятия «культурный человек» и «образован­ный человек» не одинаковы. Например, человек, не получивший хорошего образования, может быть очень культурным в быту, вежливым, внима­тельным к окружающим, уважительным к собе­седнику, любознательным. И наоборот, часто че­ловек, получивший высшее образование, бывает груб, неинтеллигентен. Д. С. Лихачев писал: «Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее обра­зование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это.и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обла­дать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях понимать дру­гого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении неза­метно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями... Ин­теллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям» (см.: Лихачев Д. С. Об интеллигентности // Лиха­чев Д. С. Земля родная. М., 1983. С. 19—20).

Многие литературные сказки имеют традици­онные для устного народного творчества сюжеты, композицию, жанровые особенности; традицион-ны сами герои и обстоятельства, в которые они попадают. В русской народной сказке «Жадная старуха» рассказывается о том, как старик пошел в лес рубить дрова и волшебное дерево исполнило его пожелание — стать богатым. Но старухе захо­телось стать бурмистровой женой, потом барыней, потом полковницей, генеральшей.... Каждый раз ходил старик к дереву, чтобы попросить его об услуге. Все его пожелания исполнялись, пока ста­руха не попросила, чтобы их сделали богами. Когда дерево «услышало эти безумные речи», то в ту же минуту обратило старика медведем, а старуху медведицей. Точно так же в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина золотая рыбка выполняла все пожелания старухи, пока та не за­хотела стать «царицею морскою». В литературной сказке прослеживаются традиционные сюжет, композиция (нанизывание эпизодов один на дру­гой), герои (старик и старуха). За жадность герои наказываются лишением всего, что было им пре­доставлено ранее.

Высказывание Ю. М. Лотмана: «Культура есть память» подчеркивает важность традиций для развития литературы и искусства. В памяти чело­вечества сохраняется исторический опыт, форми­руются моральные критерии общества, выражен­ные и в произведениях искусства и литературы. Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит унич­тожающей силе времени... Память — это преодо­ление времени, преодоление смерти... Совесть — это, в основном, память, к которой присоединяет­ся моральная оценка совершенного... Человечес­кая культура в целом не только обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введенная в современность. Каждый культурный подъем в истории связан с обращением к прошло­му» . (Лихачев Д. С. Память// Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983. С. 44—45).

Еще готовые домашние задания:

 



Наш опрос

Какое ГДЗ Вы скачиваете с нашего сайта



Реклама
Архив новостей
 
Статистика